О спортивном фехтовании
Фехтование – разносторонний по своему воздействию на человека вид спорта. И не следует сужать его до состязания в ловкости владения условным холодным оружием. Прикладность фехтования заключается в широком воспитательном воздействии его на человека, в развитии физических и психических качеств и умений, в формировании определенных положительных черт характера, а следовательно, и личности в целом. В.А. Аркадьев "Тактика в фехтовании" Долгая привычка к фехтованию делает рипост вслед за парадом движением естественным, почти невольным. П. Мериме "Души чистилища" |
В русском языке слово фехтование произошло от немецкого Fechten. Фехтование - популярный современный спорт для мужчин и женщин всех возрастов, включая соревнования для инвалидов. Любой человек от 8 до 80 лет может принимать участие в соревнованиях или заниматься фехтованием в оздоровительных целях. Ловкость, быстрота реакции, тактическое мышление - главные требования для фехтовальщика. Спорт начал свое развитие, используя опыт смертельных поединков, дуэлей до первой крови, боевые навыки и традиции конницы. С того времени искуство фехтования развилось в три дисциплины: рапиру, шпагу и саблю. Шпага берет свое начало от преимущественно колющего оружия, наиболее популярного среди дуэлянтов старого времени. Поэтому поражаемая поверхность включает в себя все тело спортсмена, а основное правило - кто первый дотронется острием клинка до своего противника, тот выиграет схватку или поведет в счете. Тренировка в боевом фехтовании была сконцентрирована в основном на уколах и ударах в туловище, нанесение которых имело бы смертельный эффект. Необходимость тренировочных поединков привела к созданию тупого, легкого и безопасного оружия, защитной одежды и ограничению поражаемой поверхности. Эти правила теперь применены к спортивному фехтованию. Рапира легче, чем шпага, поэтому была использована для обучения. Затем сформировались правила фехтования и судейства боев на рапирах. Современное фехтование на саблях берет свои истоки от ведения поединков верхом на лошади. Наиболее эффективными в кавалерии являлись удары, нанесенные противнику выше седла. Это и повлияло на определение поражаемой поверхности в спортивной сабле. Правила боя, принятые для рапиры, были использованы и в сабле, где фехтовальная фраза состоит из атаки, защиты и ответа или контрзащиты с контрответом, а также со многими другими разновидностями действий оружием и передвижений по полю боя.
РАПИРА - колющее оружие, длиной 110 см и весом 500гр, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12см. Мужчины и женщины соревнуются на рапирах в отдельных турнирах. Пружина в наконечнике рапиры нуждается в 500 гр. давлении, чтобы аппарат зарегистрировал укол. Засчитываются только уколы, нанесенные в туловище. Уколы в руки, ноги и маску являются недействительными. Поражаемая поверхность на фехтовальщике закрыта металлической курткой, укол в которую регистрируется цветной лампой на аппарате. Укол в области, не закрытые металлической курткой, регистрируются белой лампой. Бой в фехтовании на рапирах сформировался на основе исторического развития холодного оружия. Боевое единоборство определяло необходимость уколоть и ранить противника. В то же время было важно избежать получения укола. Поэтому основное современное правило определяет, что атака противника должно быть отражена прежде, чем начато ответное действие. Приоритет действия переходит от одного фехтовальщика к другому, а преимущество определяет арбитр. Он останавливает действия, когда регистрирующий уколы аппарат сигнализирует об их нанесении. Тогда, ориентируясь на показания аппарата, арбитр присуждает укол или его аннулирует. Затем продолжает поединок.
ШПАГА - колющее оружие, длиной 110 см и весом до 770гр, гибкий стальной клинок трехгранного сечения, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13.5см. В боях на шпагах мужчины и женщины соревнуются в отдельных турнирах. Наконечник нуждается в давлении на него по крайней мере в 750 гр., чтобы включился регистрирующий аппарат. Уколы наносятся во все части тела спртсмена, кроме затылка. Оружие и фехтовальная дорожка изолированы от аппарата и укол в них не регистрируется. В фехтовании на шпагах не существует преоритета действий. Аппарат фиксирует только тот укол, который нанесен раньше другого на 0,04 сек. Одновременно нанесенные уколы взаимно регистрируются и присуждаются обоим фехтовальщикам. Лишь последние уколы в поединке при равном счете будут повторены.
САБЛЯ - рубяще-колющее оружие длиной до 105см, весом 500гр, стальной гибкий клинок с овальной гардой, защищающей кисть от ударов. Сабля - оружие рубящее и колющее. Удары и уколы наносятся во все части тела фехтовальщика выше талии, включая руки и маску. Поражаемая поверхность закрыта металлической курткой, в то время как маска также находится в электрическом контакте с курткой. Удар и укол фиксируются цветной лампой на аппарате. Бой на саблях является очень похожим на фехтование на рапирах. Те же основные правила определения победителя в схватке, где атакующий имеет преимущество перед контратакующим при одновременно нанесенных ударах или уколах. Фехтовальная фраза развивается от атаки к парированию и попытке нанесения ответа, переходом преоритета действия от одного фехтовальщика к другому.
Фехтование - сугубо индивидуальный вид спорта. Даже в командных соревнованиях бои проводятся один на один. Бой между двумя фехтовальщиками на любом виде оружия проводится на специальной дорожке, шириной 1,5 - 2 м и длинной 14 м, сделаной из электропроводящего материала, которая изолирована от регистрирующего уколы или удары аппарата. Бой управляется и оценивается арбитром. Уколы и удары, нанесенные фехтовальщиками, регистрируются лампами на электрическом аппарате. Фиксируются они на основе электрической схемы, проходящей через оружие фехтовальщика и его одежду, связаных с аппаратом проводной системой. Арбитр оценивает удары и уколы, основаясь на показаниях регистрирующего аппарата и учете правил боя в каждом виде фехтования. Бои в видах оружия имеют собственные специфические правила, позволяющие засчитывать уколы и удары или объявлять их недействительными. Фехтовальная схватка предполагает последовательность действий, выполненных участниками. Начинается атакой и защитой с ответом и продолжается контрзащитой с контрответом или повторным нападением. При их анализе арбитром определенные действия имеют некоторые приоритеты, которые позволяют одному из фехтовальщиков стать победителем схватки. Перед началом боя арбитр проверяет оборудование фехтовальщика, наличие маркировки контроля исправности оружия, защитной экипировки. Затем подает команду к началу боя и следит за действиями участников.
Источник: CD-диск "Что такое фехтование?".
На странице "терминология" Вы можете ознакомиться с часто используемыми фехтовальными терминами.
|