• тел. +7 (915) 322-10-57, +7 (915) 077-88-20

Тренировка начинающих взрослых фехтовальщиков

Тренировка начинающих взрослых фехтовальщиков 


 

  

А.Д.Мовшович,

д.п.н., профессор РГУФКСиТ 

В последнее десятилетие разительно изменилась картина, отражающая возрастные границы спортсменов, занимающихся фехтованием. Привычные для советских времен сроки завершения спортивной карьеры и начала занятий фехтовальным спортом существенно расширились.

Наблюдая соревнования (особенно по фехтованию на шпагах), можно убедиться, что в них принимают участие известные ранее мастера этого вида оружия, которым уже за сорок, а также возрастные новички. Характерной приметой нового времени стали также национальные первенства стран, Чемпионаты Европы и Мира по фехтованию для ветеранов. Вместе с тем процесс тренировки возрастных спортсменов пока еще не оснащен проверенными практикой методиками. Не подкреплен научно обоснованными рекомендациями (в том числе и со стороны спортивной медицины), в которых были бы отражены особенности организма зрелых пожилых спортсменов.

Совсем недавно сложившая клубная статистика возрастных показателей начинающих взрослых фехтовальщиков приводит к убеждению, что большинство из них приходит заниматься фехтованием с 25 до 50 лет. Поэтому с учетом неизбежных изменений в соответствии с возрастом было бы правильно условно разделить их на две группы: 30 – 40 лет и 41 – 50 лет в соответствии с положением о соревнованиях для ветеранов фехтования. 

По результатам опроса занимаю- щихся большинство взрослых но- вичков первоначально рассматри- вают занятия фехтованием как некую разновидность фитнеса, позволяющую поддерживать орга- низм в должной физической форме. Одновременно с этим реализуется желание познать и освоить культуру и эстетику движений, свойствен- ную фехтованию. Увлекаясь занятиями, многие из них в даль- нейшем приходят к регулярным тренировкам на любительском уровне и охотно принимают участие в ветеранских турнирах и даже соревнованиях для профессио- налов. Исходя из того, что по меди-

цинским показателям данный контингент допущен к систематическим тренировкам, многие педагоги считают, что все они способны переносить высокие физические и эмоциональные нагрузки. Это глубоко ошибочное суждение, чреватое порой серьезными последствиями для здоровья. Ведь занятия фехтованием оказывают ощутимое воздействии на:

  • опорно-двигательный аппарат;
  • сердечно-сосудистую систему;
  • эмоционально-психическую сферу.

Следовательно, необходимо учитывать характерные возрастные изменения связок, сухожилий, предельно допустимую частоту сердечных сокращений и возможности дыхания, а также влияние чрезмерного эмоционального возбуждения на работу сердечно-сосудистой системы во время участия в соревновательных поединках.

Понимая фехтование как искусство, которым желают овладеть начинающие взрослые, не следует забывать, что данный вид деятельности является весьма нагрузочным для организма занимающихся. Поэтому во время индивидуального урока или боевой практики всегда необходимо держать на контроле объем и интенсивность нагрузки, а также координационно-моторную сложность осваиваемых действий, чтобы не навредить.

Первые тренировочные занятия с начинающими взрослыми фехтовальщиками должны проходить в ознакомительно-подготовительном режиме, имея в виду объяснение сути приемов и подготовку мышц и суставов для их выполнения. Затем, последовательно осваивая приемы нападения и маневрирования, следует использовать их как средство постепенного повышения уровня двигательной подготовленности для дальнейшего освоения более сложных и трудоемких упражнений. Ведь у спортсменов-любителей нет отдельного дня физической подготовки. Поэтому для укрепления мышц и костно-связочного аппарата, повышения выносливости вполне реально использовать средства фехтования во время тренировочных занятий. 


  

Необходимо также иметь в виду, что двухразовые тренировки в неделю (чаще начинающие взрослые занимаются крайне редко) не позволяют в профессиональном режиме осваивать технику и тактику фехтования. К тому же 40 – 50 индивидуальных уроков небольшой продолжительности в течение годового сезона, а также слабая переносимость нагрузок не дают должного эффекта в освоении средств единоборства из-за низкого объема многократных повторений. Кроме того тренировка начинающих взрослых фехтовальщиков в подавляющем большинстве не проводится групповым методом. Следовательно, парные упражнения, как связующее звено между индивидуальным уроком и тренировочными боями, проводятся крайне нерегулярно, что существенно снижает эффекты освоения техники фехтования. Обучая взрослых новичков, имеет смысл получше присмотреться к их индивидуальным морфо-функциональным, психомоторным и двигательным особенностям, чтобы оснащать адекватными средствами единоборства с учетом длины тела и конечностей, координационных и сенсорных способностей. Не следует добиваться стандартной длины выпада, если сорокалетний начинающий фехтовальщик не обладает должным уровнем гибкости. Адаптировать двигательные качества таких спортсменов к соревновательной деятельности следует за счет правильной техники. Быстрота атаки в данном случае может быть достигнута с помощью адекватной схватке дистанции и пространственной точности действий оружием, а также опережающего туловище посыла острия на укол.

Подобным образом следует распорядиться и особенностями двигательного реагирования, формируя, например, «поздний парад» у спортсмена, быстро и точно дифференцирующего раздражители и обладающего хорошей выдержкой. А также оснащая преднамеренными действиями того, кто неплохо прогнозирует вероятные намерения противника и обладает коротким временем простой двигательной реакции. Аналогичным образом следует использовать преимущества спортсмена в реакциях предвосхищения, обучая его средствам единоборства и тактическим умениям, построенным на хорошем чувстве дистанции.

Как показывает практика, начинающие взрослые, уже сформировавшие минимальный состав действий, отличаются зрелым пониманием сути единоборства с оружием, легче осваивают тактические знания и умения и затем применяют их в соревновательных поединках. Вместе с тем поиск момента для активных действий во время боя и их реализацию во многом обеспечивает уровень владения приемами нападения и маневрирования. Именно данная часть подготовленности начинающих взрослых фехтовальщиков представляет собой проблемное звено. Стремясь поднять интерес занимающихся к занятиям фехтованием посредством личного общения во время индивидуального урока, большинство тренеров оставляет без внимания процесс освоения приемов передвижений. Все это усугубляется еще и тем, что из тренировки практически выпадают групповые упражнения в передвижениях, используемые в занятиях с новичками. Таким образом, в работе с подобным контингентом необходима установка тренера на 15-20 минутную самостоятельную работу над приемами нападения и маневрирования, выполняемую на каждом тренировочном занятии, включая также упражнения с мишенью. 

Тренируя начинающих взрослых фехтовальщиков, следует тщательно контролировать стиль общения во время индивидуального урока, отказываясь от авторитарных и директивных замечаний и установок в пользу демократичного и либерального педагогического контакта. Ведь тренер, порой, бывает намного младше ученика, что нельзя не учитывать во время тренировочного сотрудни- чества.

Подводя итог особенностям работы с на- чинающими взрослыми фехтовальщи- ками, следует отметить, что основным методом обучения и тренировки должен быть индивидуальный урок. Вместе с тем в занятиях широко используются упражнения у зеркала, с мишенью, с ма-

некеном, самостоятельная работа над передвижениями, а также учебно-тренировочные бои с установками на применения осваиваемых действий и тактических умений их подготовки в боевых схватках. 


Литература

Аркадьев В.А. Фехтование.- М.: Физкультура и спорт, 1959.- 372 с.

Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека.- М : Теория и практика физической культуры, 2000.-274 с.

Мовшович А.Д.Фехтование на шпагах. Научные данные и спортивная тренировка.- М.: Академический проект, 2008.- 134 с.

Тышлер Д.А. Спортивное фехтование.- М.: ФОН, 1997.- 385 с.

Тышлер Д.А., Мовшович А.Д. Двигательная подготовка фехтовальщиков.- М.: Академический проект, 2007.-152 с.